Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за помощью. Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток. И ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Возможно, первые люди руководствовались в выборе лекарств инстинктом, как это делают сейчас больные животные, но чаще всего они шли эмпирическим путем – путем риска и ошибок. Миллионы лет накапливались эти знания и передавались из поколения в поколение. Первые письменные сведения об использовании целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменах, которые принадлежали государству Шумер, за 3 тыс. лет до нашей эры.
Первоначально познания в области лечения травами
передавались из поколения в поколение устно. Эти сведения
сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания под покровом
тайны передавались от отца к сыну или чаще от матери к дочери, поскольку
у многих племен врачевание было уделом женщин.
Известное выражение «из уст в уста» восходит к
принятому у многих народов ритуалу передачи магических знаний: когда
умирал знахарь, его ближайший ученик должен был находиться при нем и
уловить его последний выдох своими устами. Считалось, что при этом к
ученику переходят все знания учителя.
Почти у всех народов целебные свойства трав
считались сверхъестественными. По этой причине у многих народов
врачевание стало привилегией жрецов. Вавилоняне, пришедшие на смену
шумерам в 20 в до н.э., унаследовали их знания и культуру, в том числе и
сведения о лекарственных растениях. Ими отмечено, что прямой солнечный
свет пагубно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому
они сушили их только в тени, а некоторые травы (белену, дурман,
белладонну) даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне
хранили свои растения, обязательно выходили на север. Египтяне уже
классифицировали лекарственные растения по их фармакологическому
действию (слабительные, рвотные и т.д.).
Знаменитый
врач Древней Греции Гиппократ дал научное обоснование применению
лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, которые
тогда применялись в медицине. Его считают основоположником современной
научной медицины. Основная задача врача, по мнению Гиппократа,
заключается в том, чтобы помочь природе вновь восстановить утраченное
равновесие в организме больного. По определению Гиппократа: «Медицина
есть искусство подражать целебному воздействию природы.» Поэтому не
понятно скептичное отношение современных врачей к природному
целительству, народной медицине. Гиппократ считал, что лекарственные
растения своим действием обязаны определенному, оптимальному сочетанию
всех его составных частей и поэтому растения следует употреблять в том
виде, в каком создала их природа, т.е. в виде соков.
Это мнение господствовало в медицине несколько
столетий. Пока в начале нашей эры 911 в н.э. врач Клавдий Гален не
выдвинул новую теорию. Гален придерживался мнения, что в лекарственных
растениях есть 2 начала. Одно из них оказывает на больной организм
лечебное действие, другое – бесполезно. Действующее начало предпочитает
высушенному растению жидкость, поэтому, чтобы отделить его от
бесполезного, растительное сырье следует настоять с водой или вином, и
эту жидкость принимать, как лекарство.
Против
учения Галена в 15 в. выступил знаменитый врач средневековья Парацельс.
Он рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение
которого зависит от состава участвующих в нем веществ. Заболевание –
такое состояние организма, когда в нем недостает необходимых веществ или
накопились продукты жизнедеятельности. Парацельс считал, что все
необходимые для больного организма вещества должны находиться вокруг
него. Если природа (Бог), где-то произвела на свет болезнь, то она там
же заготовила средство, исцеляющее от этой болезни. Он выступал против
применения иноземных лекарственных растений. В выборе лекарственных
растений он придерживался учения о сигнатурах, согласно которому форма
растения, его окраска, вкус и запах могут служить указанием на
заболевание, при котором его следует принимать. Желтуху (заболевания
печени) лечат растения с желтыми цветами; растения имеющие форму завитка
(полынь, вероника)- средство от головных болей; опушенные тонкими
волосками (крапива) – средство укрепляющее волосы; цветы по цвету или
форме напоминающие глаз (василек) – лекарство от глазных болезней;
ландыш – форма капель – средство от сердцебиения. Все эти учения в той
или иной степени дошли до нашего времени.
На Руси лечением травами занимались ведуны, волхвы и
знахари. Как правило, на Руси знания передавались в устной традиции –
«Зельники» и «Травники» долгое время запрещались Православной церковью.
До нас все же дошли русский лечебник «Мази», составленный внучкой
Владимира Мономаха Добродеей – Зоей, «Изборник» великого князя
Святослава Ярославовича, в котором приводилось описание лекарственных
трав. С 12 века использовала Русь как лекарство полынь, крапиву,
зверобой, мяту, подорожник, рябину, кору дуба и др. (существовало 12
магических растений).
Комментариев нет:
Отправить комментарий